Фомичева Оксана - на главную страницу

(none)

sname = articles

Мне предстояло взять интервью у актрисы театра и кино Оксаны Фомичевой. Мой приятель режиссер Кирилл Мозгалевский сказал, что поможет все устроить. Встречу назначили на 11 часов дня возле памятника Пушкину. Судьба Оксаны заинтересовала меня вначале тем фактом, что она успешно совмещает съемки в кино, работу в театре и занятие бизнесом. Актриса и режиссер появились точно в назначенное время. Про себя я тут же отметил, что Оксана в жизни выглядит гораздо красивей, чем на фотографии, которую я как-то видел в одном киножурнале.

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе, — наш разговор начался с традиционного вопроса.

— Я родилась в Москве, училась, как и все, в школе. В пятнадцать лет поступила в ГИТИС. На первом курсе мне пришлось очень трудно. Я была легкая, как пушинка. Как-то раз на репетиции один из актеров, сейчас довольно популярный, будучи сильно пьяным, подбросил меня высоко-высоко, но не сумел подхватить. В результате — тяжелая травма позвоночника. В течение нескольких месяцев я буквально ползала по полу у себя дома. Многие врачи не верили, что я сумею вновь встать на ноги, просто ходить. Но я смогла. Сейчас все уже давно позади — я в прекрасной спортивной форме, занимаюсь с огромным удовольствием теннисом, верховой ездой, прекрасно плаваю. Когда я вернулась после травмы на первый курс ГИТИСа, то уже не нашла себя ни в одном из заявленных списков на роли в учебных постановках. Грозило отчисление. И тогда я решила взять ситуацию под контроль. Сама нашла себе партнеров — актеров и актрис — и сама впервые выступила как режиссер. Мы начали самостоятельно репетировать небольшую пьесу по рассказу Юрия Казакова "Манька". Это трогательная история о любви юной почтальонки к деревенскому парню-красавцу. Чтобы вжиться в образ, я надевала резиновые сапоги, ковбойку и с почтальонской сумкой часами бродила по Москве. Мне помог мой педагог курса, и когда я показывала отрывок таким моим театральным кумирам, как Армен Джигарханян и Эммануил Витторган, те очень хвалили мою игру. Благодаря своему упорному характеру я закончила первый курс и училась дальше.

После второго курса мне повезло. Я попала в группу к талантливейшему педагогу Сергею Николаевичу Арцибашеву — артисту и режиссеру театра на Таганке. Именно он давал мне играть в учебных спектаклях таких женщин, которые постоянно хотят и преследуют мужчин. Мне особенно дороги Наталья ("Три сестры" Чехова), Нина Заречная ("Чайка" Чехова), Лиза ("Записки из подполья" Достоевского), Хохлакова ("Братья Карамазовы" Достоевского), Ульяна Андреевна ("Обрыв" Гончарова). Именно тогда я и прослыла из-за этого "секс-бомбой". Это амплуа закрепилось затем в многочисленных фильмах, когда я стала достаточно известной актрисой.

— Приходилось ли вам сталкиваться с несправедливостью? — спрашиваю у актрисы.

— Да, к сожалению. Однажды, еще в седьмом классе, я была на одной из первых своих кинопроб. Все прошло успешно. Мне сказали, что скоро позвонят и пригласят летом сниматься в кино. Много месяцев я провела в ожидании, мечтая о первой роли... Мне так и не позвонили. Съемки прошли. Позже выяснилось, что режиссер, уже почти утвердивший меня на роль, был в гостях у друзей, а те ему и говорят: "У нас сын болтается летом без дела. Некуда пристроить". И все. Этого было достаточно — роль девочки была отменена и утвердили мальчика.

В другой раз я пришла на кинопробы к одному известному и очень мною уважаемому режиссеру. Он сразу же предложил мне главную роль. К тому времени я снялась уже во многих картинах, и он даже не стал делать фотопробы. Когда я вышла от него после короткой ознакомительной беседы, за мной пулей вылетел его ассистент и заверил: "Можете не сомневаться — эта роль ваша". Через неделю мне звонит сам режиссер, — извиняется: "Простите. Я утвердил уже вас, но пришел спонсор, который дает деньги на фильм, и потребовал, чтобы в главной роли снималась его любовница. К сожалению, я бессилен вам помочь".

Вообще-то, кино — это замкнутая каста. Можно сняться во многих лентах в главных ролях и не войти в касту. Именно поэтому я, долго прождав, когда же, наконец, появятся наши бравые ребята-бизнесмены и организуют независимые частные киностудии, не связанные со старой киноэлитой, решила больше не ждать, а самой создать такую студию. У меня много друзей и, думаю, это не за горами. Я, еще когда снималась в главной роли в Латинской Америке в телесериале "Жизнь семьи Тораль", изучала основы кинобизнеса, если так можно выразиться, на практике. Кстати, жаль, что зрители нашей страны так и не увидели ни одной серии этой душещипательной истории о том, как красивая девушка из богатой семьи влюбилась в молодого сапожника, забеременела от него, а он ее бросил. Девушка умирает при родах. Ну и в таком духе развивается дальнейший сюжет.

Вообще, надо сказать, режиссерам понравилось "убивать" моих героинь в фильмах. Мне предлагают массу сценариев с печальным финалом. К счастью, теперь я имею возможность выбирать то, что нравится. Хотя, безусловно, не откажусь от участия в ленте и с трагическим завершением, если сама история привлекательна для публики и интересна для меня самой.

Оксана Фомичева прекрасно поет и танцует. Занятия аэробикой и гимнастикой, прекрасная фигура и удивительные данные мелодраматической, лирической, характерной актрисы помогли ей сняться более чем в 10 фильмах. Среди них "Сталинград" (СССР — США — Германия — Чехословакия), "Приморский бульвар", "Убийство свидетеля", "Бухта смерти", "Яд скорпиона" (СССР — Франция), "Камера Каше" (Франция). Главные роли идут чередой одна за одной. У молодой, талантливой актрисы много поклонников. Зрители ждут картин с ее участием.

А она независимо от многочисленных киносъемок очень увлекается поэзией, любит Цветаеву, Ахматову. Ее жизненное кредо можно выразить словами из стихотворения Марины Цветаевой: "Не снисхожу". Да, она не идет на компромиссы. Не ищет легкой жизни. Красота Оксаны Фомичевой, действительно, поразительна. Даже сам Илья Глазунов нарисовал пять или шесть ее портретов. Любимые ее режиссеры — Лилиана Кавани, Анджей Вайда, Стивен Спилберг, Клод Лелюш. Любит читать романы Достоевского, пьесы Островского, произведения Гоголя.

И все-таки звезды отличаются от людей обыкновенных. Так, Оксана сказала о том, что недавно разбила по неосторожности свой "Вольво", таким равнодушным голосом, как будто речь шла о потере 20 рублей. Впрочем, жизнь актрисы — не накатанная дорога к успеху.

И секс-звездам приходится порой туго на съемочной площадке. Однажды Оксане французский режиссер Жак Ролланд, снимавший в Москве фильм "Камера Каше" скрытой камерой, дал задание подойти к изрядно нализавшемуся мужчине, которого ругала жена, и завязать с ним разговор. "Привет! — сказала Оксана пьянчуге. — Почему ты так долго мне не звонил? Все обещал, что мы будем вместе, а сам?!" Мужик ошалело посмотрел на нее и ответил: "Слушай, я тебя точно знаю, но кто ты, не помню. Меня с работы из-за пьянки уволили, а жена меня ругает. Давай бросим ее, пойдем куда-нибудь выпьем!" Кончилось все тем, что жена швырнула в актрису бутылкой из-под кефира. Хорошо, что промахнулась. Подбежавшим ассистентам режиссера с трудом удалось убедить распалившуюся супругу, что это все шутка, просто снимается кино скрытой камерой. Женщина, услышав такое, взвизгнула и бросилась к оператору с целью вырвать у него пленку из кинокамеры и засветить ее. С трудом ее отговорили, наврав, что дубль якобы не получился и эта сцена не войдет в картину. А вошел отснятый кусок в фильм или нет нашей актрисе узнать так и не удалось до сих пор. Французы не потрудились прислать ей, исполнительнице главной роли, даже видеозаписи. Такова порой жизнь звезд.

Правда, Жак Ролланд предложил нашей актрисе остаться работать по контракту в Париже. Но платят прижимистые французы своим актерам гораздо больше, и режиссер получил отказ — достойный "щелчок по его носу".

Оксане почему-то частенько приходится встречаться на съемочной площадке с актерами-партнерами, сильно "заливающими за воротник". Одному, например, ей приходилось надевать сандалии и вводить в кадр в дупель пьяного. Другой вечером после киносъемок, проник через балкон в номер актрисы и попытался овладеть ею. Но она оказалась не из робкого десятка и так расцарапала лицо жаждующего любви товарища по цеху актеров, что тому пришлось на следующий день долго гримироваться перед очередной киносъемкой. Так что хрупким актрисам приходится проявлять порой не только моральную, но и физическую стойкость.

Сегодня Оксана Фомичева с головой ушла в кинобизнес. Она пробует себя не только в качестве автора сценария, но и продюсера новой ленты под предварительным названием "Король российских девчонок". Да, да, название будущего фильма, по ее словам, конечно же, будет эпатировать публику. Может быть оно будет заменено на менее броское. В конце концов, не в названии суть. В картине будет рассказываться о приключениях латиноамериканского мачо в России... Дальше Оксана просила сюжет не пересказывать. В условиях конкуренции даже в кинобизнесе нельзя раскрывать коммерческих тайн — сногсшибательных поворотов нового сценария.

Сейчас многие кинодеятели жалуются на недостаток средств для своих постановок. Действительно, ни один банк не даст деньги под проект, который не принесет прибыли. У Оксаны Фомичевой, как продюсера, таких проблем нет. Ее сценарий заинтересовал многих, и она не сомневается, что финансы для начала работ над фильмом будут собраны. Главное препятствие теперь — лень. Как ни странно. Да еще, пожалуй, поиск творчески одаренного актера на главную мужскую роль — активно идут кинопробы.

Оксана предоставила право работать режиссером ее нового фильма известному клипмейкеру, рок-исполнителю Кириллу Мозгалевскому, чьими руками были созданы не один рекламный ролик и целый ряд телевизионных программ. В данный момент параллельно идет работа над созданием большого телевизионного шоу под условным названием "Фото-шанс". Будем надеяться, что зрители центральных программ вскоре увидят его. Как теперь, наверное, всем стало ясно — творческих идей и планов у актрисы предостаточно. И не смотря на ее вышесказанные слова о лени, она вся в делах. Да так и должно быть.

Игорь Коновалов
"Бизнес в Москве", апрель 1994