Десять лет назад лицо молодой актрисы Оксаны
Фомичевой украсило постер "Советского экрана".
Уже тогда, еще студенткой, она успела поработать
с М.Хуциевым, Ю.Озеровым, Б.Бунеевым, сыграть на
экране и княгиню, и девушку-снайпера, и металлистку, и жертву
вампира.
А недавно на театральных кассах появились афиши спектакля
"Уроки испанского", где Оксана значится как постановщик и как
соавтор пьесы (совместно с писательницей Катрин Фризе).
Эта комедия положений антрепризного театра "Премьера"
стала новогодним подарком москвичам.
— Оксана, как складывалась ваша судьба в последние годы?
— Я несколько лет проработала по МХАТе им. Горького,
увеличила "послужной список" до 16 киноролей, стала мамой,
а теперь еще и режиссером.
— В ваших "Уроках испанского" есть обаятельный герой,
забавный сюжет. Нет идеи перенести пьесу на экран?
— Первоначально это и был киносценарий. Я искала под
него деньги, на главную роль хотела пригласить Игоря Верника
— он так же уверен в себе, как наш герой, и так же нравится
женщинам. Потом мы познакомились с Катрин Фризе, родственницей
драматурга Николая Эрдмана. Она склонна к авантюрно-сексуальным
фантазиям (многие знают ее книги "Ангел ночи", "Прерванная дружба-2",
"Кэтрин — покорительница Италии"). За месяц написали пьесу.
— На спектакль найти деньги оказалось проще, чем на фильм?
— Нам помогла Латиноамериканская ассоциация по культуре и
спорту и ее президент Хосе Лоарте. Премьеру мы сыграли в
Университете им. Патриса Лумумбы, к очередному юбилею открытия
Америки Колумбом. Аудитория воспринимала приключения нашего Антонио
великолепно, живо реагировала на фразы, произносимые по-испански. Во
время любовных сцен студенты заводились, кричали "Вау!", сами
целовались со своими подругами.
— Откуда появился сюжет?
— Из жизни. Дело в том, что мой первый муж был из Эквадора.
Он рассказал, что однажды, учась в Москве, повредил себе
позвоночник (умудрился упасть с моста), и тут его начали
активно опекать дамы. К каждой он проникся почти
любовью, говорил: "Она такая добрая, готовит хорошо, я бы на ней
женился".
Латиноамериканцы вообще люди темпераментные. Нам оставалось только
придумать этим дамам характеры — чтобы среди них была и
хозяйственная
девушка, и беззаботная, и светская львица, и простушка, свихнувшаяся
на телесериалах. А потом — провести кастинг.
— И много актрис пришло к вам пробоваться на роли?
— Мы посмотрели 600 человек. Причем утверждали отобранные
кандидатуры в Испании, у продюсера. Была два состава, два исполнителя
главной роли. Но теперь героя играет Максим Дахненко, с которым мы
работали во МХАТе.
— Как у вас последнее время складываются дела в кино?
— Не так давно появилась в фильмах "Дети землетрясения" и "Рожденные
свыше", начала было сниматься в "Таис Афинской", но проект
неожиданно закрыли. А потом приходилось отказываться —
например, от "Курортного романа" Александра Павловского. Куда
же деваться, если теперь сама режиссером стала?
— А трудно сочетать это дело с заботой о маленьком ребенке?
— На работе, кстати, больше отдыхаешь, чем дома.
— Когда-то о вас писали как о потомственной колдунье и
предсказательнице...
— Да, еще бабушка была профессиональной гадалкой, известной на
всю округу. Ее даже гитлеровцы во время оккупации побаивались,
относились с уважением и не раз заходили к ней "погадать на судьбу".
Но про грядущую победу Красной армии она им, само собой, не
сообщала, освещала лишь частные вопросы... С бабушкой много
интересного происходило. Например, будучи уже почти слепой,
она нашла, копая в огороде, кувшин с золотом. Мама же моя
специализировалась на толковании сновидений. Я тоже хорошо знаю
хиромантию, карточную символику, картежными раскладами увлекалась
с десяти лет. Но после того, как однажды гадая молодой женщине,
увидела, что у нее родится мертвый ребенок, разлюбила это занятие.
— Так стоит вообще гадать или нет?
— Я бы не советовала. Можешь накаркать недоброе, сам того не
желая. Судьба ведь может повернуться как угодно, но если ты
уж задал вопрос картам и они ответили, то все — скорее всего,
так и сложится. Я больше верю снам. Когда поступала в театральное,
прошла сразу в ГИТИС и Щукинское училище, стояла перед дилеммой.
И тут мне снится, что еду на осле по Новому Арбату, и осел
говорит мне: "Не ходи направо, а иди налево". По правую руку
как раз была улица Вахтангова, где находится "Щука", а налево —
ГИТИС. Проснувшись, открыла сонник: осел, оказывается, означает путь,
призвание. Я пошла в ГИТИС и ни разу не пожалела об этом.
— Какие у вас планы?
— Хотим проехать с "Уроками испанского" по Эквадору, Колумбии,
Перу, актеры уже учат свои роли по-испански. В голове есть и следующий
проект — детектив; сюжет снова взят из жизни. У героя запущенные
отношения с женщинами, и одна из них становится причиной беды. Однажды
Бог спасает от беды, но он не понимает, что надо бросить заниматься
тем, чем он занимался — и судьба наказывает его.
— Вы давно водите машину: бывают проблемы на дороге?
— Автомобиль я вожу неплохо, но это не уберегает от ДТП.
То в мою машину врубился троллейбус, то оставила ее возле театра и
кто-то
въехал в переднюю дверцу, то в 12 часов ночи развозила своих
актеров — и почти на пустой улице опять попала в историю.
Но все это я воспринимаю как неизбежность, как плату за успехи в
творчестве.
— Погадать на свою судьбу не хотите?
— Гаданием заниматься сейчас просто некогда. Лучше буду
верить гороскопам. Я, например, для окружающих —
путеводная звезда. У тех, кто меня слушается, все в жизни складывается
довольно неплохо.
Петр Беляев
"СКН" (Новости Союза Кинематографистов), январь 2001
|